Вилки
Вилка – это узел, обеспечивающий соединение переднего колеса с рамой велосипеда и передачу поворотов руля к колесу для управления велосипедом. Все велосипедные вилки делятся на жесткие и амортизационные.
Жесткие вилки устанавливаются на гравелбайки, шоссейные и циклокроссовые велосипеды. Нередко встречаются на городских велосипедах и гибридных велосипедах шоссейной направленности.
Вилки принято различать по:
- Поддерживаемому диаметру колеса. Самые распространённые на данный момент: для горных велосипедов 26", 29", 27.5", для дорожных велосипедов 28". (На самом деле ободья на 28" и 29" имеют одинаковый диаметр, но общий диаметр колеса горного велосипеда больше чем дорожного, за счёт более толстых покрышек.) В велотриале: 20" , 24" и 26". На велосипедах BMX, складных и некоторых детских велосипедах — 20".
- Наличию/отсутствию амортизирующих элементов.
- Ходу для амортизационных вилок. Чаще от 80 до 200 мм. Для фрирайда и даунхилла достигает 300 мм (Marzocchi Super Monster)
- Типу крепления тормозов. Для дисковых наибольшее распространение имеют International Standard (IS) и Post Mount (PM). В PM резьба для крепёжных болтов нарезается прямо в вилке, что усложняет ремонт крепления в случае поломок, особенно на заднем тормозе. Для ободных: стандартное крепление «под 2 болта», менее распространённое «под 4 болта» (используется в велотриале) и крепление «на 1 болт» для клещевых тормозов (устанавливаются на дорожные велосипеды).
Существует несколько стандартных диаметров штоков вилок, но самые популярные 1 дюйм — для дорожных велосипедов, 1 и 1/8 дюйма для горных велосипедов. В последнее время большое распространение получили вилки с конусными штоками, чаще всего 1,5 дюйма в нижней части штока и 1 и 1/8 дюйма в верхней.
Размеры рулевых труб
Диаметр трубы вилки | Стандарт | Номинальный диаметр рулевой трубы рамы |
---|---|---|
1"/25.4 мм | 1" JIS | 28.8 мм |
1" ISO | 30.0 мм | |
1" BMX/OPC | 32.5 мм | |
11⁄8«/28.6 мм | 11⁄8» standard, threaded and threadless | 33.8 мм |
IS 11⁄8« integrated 45×36 | 41.1 мм | |
Campagnolo „Hiddenset“ 45×45 | 41.9 мм | |
Zero Stack/ Internal | 43.9 мм | |
11⁄4„/31.75 мм | 11⁄4“ standard | 36.8 мм |
1.5»/ 38.1 мм | 1.5" standard | 49.6 мм |
Различают вилки с одной траверсой и двумя. У последних ноги (перья) продолжаются вверх после нижней траверсы, а выше рулевой колонки ноги и рулевая труба связываются вместе второй траверсой. Такое решение позволяет придать конструкции больше жёсткости, что необходимо в экстремальных дисциплинах, таких как даунхилл, или фрирайд. С другой стороны, вилки с двумя траверсами существенно более тяжёлые, а удлинённые ноги (перья) существенно ограничивают угол поворота руля.
Существуют также вилки с одной «ногой», такие, как Cannondale Lefty и USE SUB.