Каретки
Велосипедная каретка (англ. Bottom bracket) — часть велосипеда, соединяющая, с одной стороны, шатуны педалей и ведущую звезду и раму велосипеда, с другой стороны. Каретка позволяет свободно вращать шатуны педалей, приводить в движение велосипедную трансмиссию, при этом обеспечивая её жесткую фиксацию на велосипеде. Конструктивно представляет собой вал, систему подшипников и стакан, фиксирующий на каретку элемент на раме.
Сочетания особенностей конструкций велосипедных рам, необходимых им длин валов кареток, способов креплений шатунов педалей к валам, технологий креплений каретки в раме и иных технологических решений, часть из которых может быть защищена патентами, обусловила формирование различных стандартов кареток. Представитель фирмы Shimano в Северной Америке Eric Doyne заявляет, что разнообразие стандартов кареток обусловлено различием задач при их проектировании, различием в компенсаторных механизмах, применяемых производителями рам, и их отдельных компонентов.
Можно выделить несколько важных классификационных признаков кареток:
Тип крепления — резьбовой/безрезьбовой. Резьбовой способ крепления исторически возник первым и наиболее широко распространён в силу своей простоты. Резьбы бывают разного диаметра, разного направления (правая, левая) и разного шага (метрическая, дюймовая)
Тип вала (оси каретки), который различается по способу крепления к нему шатунов педалей. Крепления могут быть «под клин», «под квадрат ISO», «под квадрат Shimano». Также распространены различного типа шлицевые соединения и иные. Кроме того, варьируется и сама длина шпинделя на различных каретках.
По наименованию конкретного производителя в случае проприетарных стандартов: Octalink, ISIS и т. п.
Вкручиваемая в раму часть каретки называется стаканом. Различные возможные варианты размеров рам и резьб определили возникновение стандартов стаканов кареток.
Стаканы для установки кареток могут быть разных размеров и конструкций:
Английская каретка с резьбой BSA. Диаметр 34 мм (33,6 — 33,9 мм), наиболее распространённый тип. Длина стакана: 68 или 73 мм (обычно каретки с выносными подшипниками под такой стакан универсальны и подходят к обеим размерам, отличается только количество проставок под чашкой каретки), также есть 83 мм BSA каретки, и даже 100 мм (зачастую используются в велосипедах с широкими колёсами типа фэтбайк). Резьба дюймовая. С правой стороны левая резьба, а с левой — правая.
Итальянская каретка. Диаметр 36 мм, резьба дюймовая, с обеих сторон правая. Длина стакана, как правило, 70 мм.
Советская каретка. Стаканы с метрической резьбой М35. Длина стакана — 70 мм. С правой стороны левая резьба, а с левой — правая. За рубежом более известна как швейцарская каретка (Swiss BB).
Французская каретка. Аналогична советской (швейцарской), но резьба правая с обеих сторон.
PressFit каретка. Чашки с подшипниками не имеют резьбы и запрессовываются прямо в раму. Диаметр от 40 до 46 мм[5]
BB каретки. Вместо чашки с подшипником в раму напрямую запрессовывают подшипник. Посадочные размеры могут пересекаться с PressFit.
Эксцентриковый кареточный узел (англ. eccentric bottom bracket) позволяет натягивать цепь (ремень) на тех видах велосипедных рам, подвесной узел колеса которых не позволяет этого сделать смещением колеса. На современных рамах велосипедов, предназначенных для внешнего заднего переключателя, задняя ось находится в одном единственном фиксированном положении, а достаточное натяжение цепи осуществляется задним переключателем. Иногда на базе таких рам собирают односкоростные велосипеды, или с планетарной втулкой переключения передач, цепи которых могут быть натянуты только эксцентриком.