Предсезонное техническое обслуживание велосипеда

10.10.2018
автор Виктор Смольский
Предсезонное техническое обслуживание велосипеда

Предсезонное техническое обслуживание велосипеда

В данной статье будет перечислен ряд мероприятий по обслуживанию и настройке велосипеда перед сезоном катания.

Основной составной частью любого велосипеда являются колёса. С них и следует начать мероприятия по диагностике и обслуживанию вашего велосипеда.
Перечень мероприятий по диагностике колёс:
  • Проверка втулки колеса на предмет люфта и вибраций при вращении, так же на предмет посторонних звуков.
  • Проверка биения обода колеса на предмет «восьмёрки» и «яйца»(овальное колесо). Наилучшим и, наиболее точным способом осуществить данную диагностическую процедуру в домашних условиях будет повесить на перья рамы или ноги вилки пластиковые хомутики и откусить концы по необходимой длине. Наблюдая за расстоянием между кромкой обода и краем хомутов можно будет с уверенностью определить, нарушена ли геометрия вашего колеса.
  • Проверка натяжения спиц. Даже ровные колёса, зачастую требуют процедуры по протяжке спиц, т. к. вышеупомянутые имеют свойство вытягиваться в длину при нагрузке в процессе эксплуатации. Метода диагностики выглядит следующим образом. Вращая колесо, следует попарно тактильно определить прослабленные спицы щупая спицы идущие попарно/параллельно. За неимением специализированного инструмента определить точное натяжение не представляется возможным, поэтому достаточно будет определить наличие прослабленных спиц относительно остальных. В случае локализации таковых следует протянуть ниппель спицы по часовой стрелки до тех пор, пока натяжение спицы не совпадёт с соседними. После выполнения данной процедуры следует повторить диагностику колеса на предмет биений.
В случае обнаружения неисправностей в механизме втулки колеса следует обратиться в мастерскую, т. к. в бытовых условиях устранить их не получится.

Диагностика трансмиссии:

Первым делом, перед выполнением процедуры настройки трансмиссии следует проверить состояние тросов и рубашек переключения, плавность их хода и наличие каких-либо повреждений, а так же очистить(при необходимости) и смазать цепь. В случае нахождения повреждений рубашек или тросиков их следует заменить перед процедурой настройки, т. к. в ином случае настройку должным образом выполнить не удастся.

После выполнения данных процедур можно смело приступать к настройке трансмиссии. Начать следует с заднего переключателя, предварительно включив на переднем переключателе среднюю звезду на системе, чтобы избежать перекоса цепи.
Процедура настройки выглядит следующим образом:
  • Включить самую маленькую звездочку на кассете/трещотке и проверить смещение верхнего ролика переключателя относительно приводной звездочки. В случае перекоса следует отрегулировать положение переключателя вращением регулировочного винта с индексом H.
  • После установки корректного положения переключателя на самой маленькой звезде следует переключиться на следующую по счёту звёздочку и наблюдать за процедурой переключения. В случае, если цепь не запрыгивает на большую звездочку, следует натянуть трос путём регулировки регулировочной гайки на монетке установленной на руле, или же подобной гайки на самом переключателе, если таковая имеется. Вращением данной гайки определяем правильное натяжение троса, чтобы переключатель перебросил цепь на следующую звездочку чётко и быстро, при этом не издавал лишних звуков и цепь не пыталась соскочить в одну из сторон.
  • После выполнения данных процедур можно смело переключаться на самую большую звёздочку и отрегулировать положение переключателя относительно звезды кассеты/трещотки путём вращения регулировочного винта с индексом L.
Настройка переднего переключателя
Процедура настройки переднего переключателя полностью идентична заднему, за исключением того, что переключаться следует в соответствии с выбранной передачей на заднем переключателе не допуская того, чтобы цепь стояла наискось/по диагонали. Так как это неравномерно распределяет нагрузку по элементам трансмиссии, негативно сказывается на скорости износа и качестве работы трансмиссии.
Диагностика и настройка тормозной систем

Диагностика тормозной системы включает в себя следующие процедуры:
  • Проверка степени износа колодок тормоза
  • Проверка износа тормозной канавки на ободе (в случае использования ободных тормозов)
  • Проверка положения колодок относительно поверхности трения (обод/диск)
В случае, если между колодками и тормозной поверхностью наблюдается разных зазор-следует отрегулировать положение тормозного механизма путём вращения регулировочного винта со стороны, которая выходит за рамки правильного положения. (В случае, если такая неисправность наблюдается на гидравлических тормозах-это говорит о том, что поршни в тормозном механизме не обладают необходимой плавностью и подвижностью. Решается эта неисправность полной переборкой тормозного механизма в мастерской.
  • Проверка хода ручки тормоза. Если тормозная ручка слишком близко/слишком далеко от руля, следует воспользоваться регулировочным винтом настройки положения ручки.
  • В случае, если ручка находится в удобном положении, но имеет большой свободный ход-следует натянуть трос тормоза при помощи регулировочной гайки на руле (Только в случае с механическими тормозами)

На некоторых гидравлических моделях тормозов также есть возможность настроить свободный ход путём изменения гидравлической камеры в тормозной ручке путём вращения регулировочного винта.